Интерактивный портал

Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов

Ульяновской области

Войти через госуслуги

Профилактика нарушений обязательных требований

О  реализации плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приёмом на работу инвалидов в переделах установленной квотыв Ульяновской области в 2019 году
 
Полномочие по осуществлению регионального государственного контроля и надзора
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 71-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля  за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов», а также постановления Правительства Ульяновской области от 16.05.2016 № 12/209-П «Об утверждении положения об Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области», осуществление регионального государственного контроля (надзора) за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости.

Реализация указанного полномочия осуществляется департаментом занятости населения, труда и социального партнёрства Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее – департамент) в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), а также административного регламента по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области от 26.03.2019 № 9-п (далее – административный регламент № 9-п).
 
Планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, департаментом в установленный срок был направлен в прокуратуру Ульяновской области для согласования проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам рассмотрения прокуратурой Ульяновской области проекта плана проверок, предполагаемых к проведению в 2019 году, он был утверждён и размещён на интерактивном портале Агентства  по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее – Агентство). Всего в 2019 году было запланировано провести 13 проверок юридических лиц.

В процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности 2 организации прекратили свою деятельность, в связи с чем, провести проверку не удалось. Внеплановые проверки в 2019 году не проводились. В соответствии с п.11 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки могут проводиться в форме документарных проверок или выездных проверок. В 2019 году все проверки осуществлены в форме документарных. Проверки проведены в сроки, установленные ст.13 Федерального закона № 294-ФЗ, а также административным регламентом № 9-п. Фактическая средняя продолжительность проверки составила 12 рабочих дней или 96 часов. Кроме того, на основании Федерального закона № 294-ФЗ и Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 2019 году департаментом не осуществлялись проверочные мероприятия в отношении субъектов малого предпринимательства.
 
Обязанности работодателей
Какие обязательные требования предъявляются работодателям Ульяновской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты  с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов?
Работодатели обязаны:
1) в соответствии со ст.ст. 22, 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов;

2) в соответствии с  частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации  от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ежемесячно предоставлять в органы службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии   с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приёма на работу инвалидов;

3) в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчётным, представлять в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о наличии вакансий для приёма на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты.
Для сведения:
1.   рабочие места, созданные или выделенные в счёт квоты для приёма на работу инвалидов, являются зарезервированными рабочими местами для инвалидов и не могут быть заняты гражданами, не относящимися к категории инвалидов;

2.   трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством и рекомендациями по трудоустройству ИПРА инвалидов;
согласно Санитарным правилам показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам. Поэтому в случае, если рабочие места созданные (выделенные) для приёма на работу инвалидов в пределах установленной квоты  не соответствуют Санитарным правилам, работа на таких местах инвалидам противопоказана. Доводы работодателей о наличии вредных и опасных производственных факторов, не позволяющих принимать на работу инвалидов, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда.
 
В целях повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности Агентством разработана и утверждена форма проверочного листа (список контрольных вопросов – чек-лист) в сфере государственного надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (распоряжение Агентства от 07.04.2017 № 30-р).

Проверочный лист содержит перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, составляющих предмет проверки. Он направляется подконтрольному субъекту вместе с уведомлением о начале проведения проверки в целях дальнейшего заполнения в ходе осуществления проверки. Кроме того, он размещён на интерактивном портале Агентства для самопроверки работодателей.
 
Итоги контроля и надзора в сфере занятости населения, осуществляемого Агентством по  развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области в 2019 году
Агентство осуществляет:
– региональный государственный контроль (надзор) за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
–  региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением государственных гарантий в области содействия  занятости населения, за исключением государственных гарантий в области содействия занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан (в отношении подведомственного Агентству учреждения – ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»);
– региональный государственный контроль (надзор) за регистрацией инвалидов в качестве безработных (в отношении подведомственного Агентству учреждения – ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»).

Филиалами областного государственного казённого учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» организован мониторинг соблюдения работодателями законодательства в сфере занятости населения, по итогам которого информация о работодателях, допускающих нарушения  в данной области, специалистами филиалов ежемесячно направляется в Агентство и в органы прокуратуры Ульяновской области для дальнейшего возбуждения дел об административных правонарушениях.
 
Так, за 2019 год были выявлены нарушения в сфере занятости населения, всего составлено 106 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 (трудоустройство инвалидов), статьёй 19.7 (непредоставление или несвоевременное предоставление сведений) и статьёй 13.11.1 (дискриминация) КоАП РФ, по результатам рассмотрения сведений, поданных органами службы занятости населения.
 
Таким образом, 53 юридических лица, 54 должностных лица и 1 индивидуальный предприниматель были привлечены к административной ответственности, из них в виде предупреждения: 50 юридических лиц, 50 должностных лиц и 1 индивидуальный предприниматель, в виде административного штрафа: 3 юридических лица на общую сумму 9500 рублей, 4 должностных лица на сумму 3900 рублей.
 
В соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год было проведено 11 плановых документарных проверок на предмет соблюдения законодательства в области квотирования рабочих мест для приёма на работу инвалидов следующими организациями:
  1. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 222;
  2. Обособленное подразделение ООО «ЛЕНТА»-ЛЕНТА 36 ТК»;
  3. МБОУ города Ульяновска «АВТОРСКИЙ ЛИЦЕЙ ЭДВАРСА № 90»;
  4. ГУЗ «КАРСУНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЬНИЦА»;
  5. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»р.п. СУРСКОЕ;
  6. ГУЗ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 3;
  7. ООО «ТЕЛЕКОМ.РУ»;
  8. Ульяновский филиал ОАО «ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС»;
  9. ОГБПОУ «УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»;
  10. МБОУ города Ульяновска «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 76 ИМЕНИ ХО ШИ МИНА»;
  11. МБОУ «МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ».
Чаще всего работодатели несвоевременно представляют сведения о наличии вакансий для приёма на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты или же данные сведения представлялись не в полном объёме или в искажённом виде, что является признаком нарушения части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пункта 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», части 2 статьи 2 Закона Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО «О квоте для приёма на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» и поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ.
 
Что значит «не в полном объёме»?
Вышеуказанные сведения предоставляются в органы службы занятости населения ежемесячно до 5-го числа месяца следующего за отчётным по утверждённой Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области форме № 15-п от 03.07.2017, в которой работодателю необходимо указать:
– общую численность работников и среднесписочную, чел.;
– среднесписочную численность работников, занятых на вредных и (или) опасных условиях труда, чел. (бывает, что её не указывают вообще в связи с отсутствием сведений по результатам специальной оценки условий труда);
– среднесписочная численность для расчёта квоты (за исключением мест с вредными и опасными условиями труда), чел.;
– размер установленной квоты, единицы. (В этой графе необходимо указывать в том числе об установленном количестве созданных или выделенных специальных рабочих мест при численности работников свыше 101 человека согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 23.03.2017 № 131-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов», что обычно забывают…);
а далее заполняется в соответствии с локальным нормативным актом организации и другими сведениями:
– количество созданных (выделенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, единицы;
– численность работающих инвалидов, чел.;
– количество вакантных рабочих мест в счёт установленной квоты, единицы (в этом случае необходимо также направить в службу занятости сведения  о вакансии по установленной форме);
– информация о локальном нормативном акте (дата и номер приказа) – его тоже часто забывают указать.
 
Что значит «в искажённом виде»?
Например, организация предоставляла вовремя сведения о выполнении квоты по установленной форме, в которой указывала количество созданных рабочих мест – 3 единицы, а при проверке выяснилось, что приказом организации создано всего 2 рабочих места для трудоустройства инвалида. По результатам проверки были составлены протоколы по двум статьям 19.7 и 5.42, судом вынесено постановление о назначении наказания в виде предупреждения и штрафа в 5000 руб. за совершение данного правонарушения.
Что касается сроков представления сведений в службу занятости населения – они редко вызывают вопросы у работодателей. Большее сомнение в выполнении требований законодательства по квотированию вызывает создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и отображение их в утверждённой форме для представления в органы службы занятости населения.

Создание специальных рабочих мест
Как уже было сказано ранее, в целях предотвращения дискриминации инвалидов при трудоустройстве в Федеральном законе от 24.11.05  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в Законе Российской Федерации от 19.04.91 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закреплена система дополнительных мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей по трудоустройству и занятости.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О социальной защите» в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов; резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
Создание специальных рабочих мест регулируется статьей 22 Федерального закона «О социальной защите». В данной статье дается определение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Спец.места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено 131-ым постановлением Правительства Ульяновской области  от 23.03.2017. 
 
В соответствии с приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н утверждены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. В этих требованиях указано, что оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства службой занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013).

В то же время, необходимо особо отметить, что работодатель, на которого в силу действующего законодательства возложена обязанность создать специальное рабочее место, должен активно содействовать службе занятости населения в реализации государственной политики трудоустройства инвалидов, в том числе, путем обязательного информирования их о готовности создать специальное рабочее место по ряду профессий (должностей), для определенной категории инвалидов с учетом отраслевой принадлежности, специфики производства и условий труда предприятия (организации).
 
В целях профилактики нарушений обязательных требований
Агентством проводятся семинары с работодателями по вопросам соблюдения законодательства в сфере занятости инвалидов, публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения и квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Так, совместно с Государственной инспекцией труда в Ульяновской области прошли публичные слушания правоприменительной практики 24.04.2019 в 10.00 час. в УлГТУ: https://git73.rostrud.ru/news/801281.html.

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения и квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов за 1 полугодие 2019 года прошли в рамках заседания Координационного комитета содействия занятости населения Ульяновской области  12.09.2019 в 14.30 час. в Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.
Также, на интерактивном портале Агентства размещается:
  • информация о результатах проведения контрольно-надзорных мероприятий 2 раза в год,
  • план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросу соблюдения законодательства в области квотирования рабочих мест для приёма на работу инвалидов (ежегодно), согласованный с прокуратурой Ульяновской области,
  • перечень обязательных требований регионального государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов и др.
В результате информирования работодателей и профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов почти в 40 % из общего числа планово-проверяемых организаций нарушений в области квотирования рабочих мест для приёма на работу инвалидов не выявлено (в 2018 году данный показатель составил 30%).
 
Ответственность работодателей
Пунктом 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42 (квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов), 13.11.1 (дискриминация), частью 1 статьи 19.5 (неисполнение предписания) и статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений).

Должностные лица Агентства направляют извещение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица и должностного лица организации, допустившей нарушение. После составления протоколов, они направляются в мировой суд для назначения меры ответственности (наказания).
 
Задачи 2020 года
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, согласован   с прокуратурой Ульяновской области и доведён до заинтересованных лиц посредством его размещения на интерактивном портале Агентства (http://ulyanovsk-zan.ru/) в разделе «Работодателям» в подразделе «Квотирование рабочих мест для приёма на работу инвалидов.

Всего в 2020 году планируется провести 13 плановых проверок юридических лиц на соблюдение законодательства в сфере занятости инвалидов.
 
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2018-2019 годы