Интерактивный портал

Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов

Ульяновской области

Войти через госуслуги

Социальное партнёрство




Трудовые отношения. Социальное партнёрство

Одним из важнейших механизмов социальной политики, как в организациях, так и в обществе в целом является социальное партнёрство. Политика должна быть социальной, то есть общественно признанной и взаимоприемлемой, а социальное партнёрство – это  фактор политической и социальной стабильности в обществе, формирования новых цивилизованных отношений между органами власти субъекта, бизнес-сектором и населением, основанных на консенсусе интересов, недопущения социальной напряженности.

Трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Ульяновской области.

Для реализации социальной политики в рамках социального партнёрства организуется  работа областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Ульяновской области, в муниципальных образованиях – территориальных трёхсторонних комиссий, обеспечивается участие сторон социального партнёрства в разработке и обсуждении нормативных правовых актов в сфере труда, проводятся иные мероприятия с участием сторон социального партнерства.

Законодательная база социального партнёрства в нашем регионе строится на Трудовом кодексе Российской Федерации, Законе Ульяновской области  от 01 июля 2004 года № 033-ЗО «Об областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», Законе от 09 марта 2006 года № 21-ЗО «О территориальных трёхсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений», устанавливающих формы организации взаимодействия работников с представителями власти и бизнес-структур.

В настоящее время в нашем регионе уже накоплен ценный опыт взаимодействия представителей работников, бизнеса, в решении вопросов социально-экономического развития области. Областная трехсторонняя комиссия, действующая уже на протяжении многих лет не раз показала свою эффективность. Члены комиссии ведут плодотворный диалог, находя решение сложным проблемам.  Заседания областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проходят по общему правилу раз в три месяца.

Областная трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений объединяет представителей Федерации организаций профсоюзов, трёх региональных объединений работодателей (региональные объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимательства Ульяновской области», «Ульяновский союз сельских товаропроизводителей», «Объединение предпринимательских организаций  Работодателей малого и среднего бизнеса Ульяновской области»), представителей органов исполнительной власти субъекта и нескольких отраслевых профсоюзов.

Основные вопросы, рассматриваемые на заседаниях касаются  выполнения сторонами социального партнёрства Соглашения между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области, создания новых рабочих мест, летнего отдыха детей,  профилактики опасных инфекционных заболеваний на предприятиях, мониторинга потребности Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах,   поддержки и развития рабочих специальностей в организациях области и многие другие вопросы. Областной трёхсторонней комиссией утверждается обобщенная заявка работодателей на привлечение иностранных работников.

Департаментом координируется работа по развитию социального партнёрства на территориальном уровне. Во всех муниципальных образованиях, кроме города Ульяновска, созданы и действуют территориальные трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На заседаниях территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений рассматриваются вопросы соблюдения законодательства при увольнении работников с предприятий, своевременность выплаты заработной платы, работа профорганов на предприятиях муниципальных образований и другие.

Трёхстороннее Соглашение по социально-трудовым вопросам.
Главным инструментом социального партнёрства является  разработка, заключение и контроль реализации трёхстороннего Соглашения по социально-трудовым вопросам. Заключая соглашение, как на уровне региона, так и на уровне муниципальных образований стороны способствуют развитию социального партнёрства, образованию и эффективной работе в муниципальных образованиях территориальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению соглашений различных уровней, коллективных договоров; проведению более глубокой социальной политики как у себя в организации, так и в области в целом.
Областное трехстороннее Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области на 2013-2015 гг. заключено 24 декабря 2012 года. В нём определены сферы совместной деятельности по всем направлениям развития социально-трудовых отношений. Наиболее существенными являются:

  • развитие социального партнёрства;

  • социально - экономическая политика;

  • содействие занятости населения и развитие рынка труда области;

  • доходы, заработная плата и уровень жизни населения;

  • социальная защита, защита трудовых прав;

  • развитие государственных гарантий, социальных услуг и страхование;

  • охрана труда и экология.

При разработке Соглашения учтён позитивный опыт прошлых Соглашений: более  подробно регламентированы вопросы, связанные с повышением роли областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в формировании и проведении социально-экономической политики, повышении эффективности коллективно-договорных отношений. В Соглашение включены показатели оценки результативности совместной работы – снижение уровня бедности и регистрируемой безработицы, рост денежных доходов населения и средней заработной платы.

В целом, Соглашение направлено на решение стратегических задач, обозначенных в  плане социально-экономического развития региона.

Взятые социальными партнёрами обязательства на 2013-2015 годы должны сохранить курс на ускоренное развитие экономики региона и повышения качества жизни жителей Ульяновской области.

Коллективные договора 
На локальном уровне социального партнёрства для реализации социальной политики на предприятиях используется такой важный инструмент как заключение и контроль исполнения коллективного договора.
Качество коллективных договоров каждый год остается относительно стабильным: 3020 в 2006 году, 3043 в 2007 году, 3062 в 2008 году, 3082 в 2009 году, 3047 в 2010 году, а значит остается стабильной социальная защита работников в организациях. Только за прошедший год Министерством труда и социального развития Ульяновской области проведена регистрация и экспертиза 230 коллективных договоров (соглашений и дополнительных соглашений) по социально-трудовым вопросам, выдано 117 замечаний. Анализ коллективных договоров показал существенное повышение качественного уровня данных правовых актов.

Коллективный договор является одним из элементов корпоративной культуры организации,  и регулирует такие ее стороны как трудовая дисциплина, меры поощрения работников, дополнительные социальные гарантии и так далее. Корпоративная культура  в той или иной мере присуща каждой организации Ульяновской области, и включает в себя такие структурные элементы, как  видение организации, система господствующих ценностей, нормы и правила поведения и, процедуры и поведенческие ритуалы, принятые в данной организации. Однако степень развития корпоративной культуры различна в каждой организации.

Коллективные договоры предусматривают проведение ряда корпоративных программ, таких как:

- «Забота»:  касающаяся ветеранов производства, работников, ушедших с предприятия на пенсию и включающая в себя материальную помощь работникам, проведение торжественных мероприятий к Дню пожилого человека, Дню инвалида, профессиональному празднику, косметический ремонт жилья, санаторно-курортное лечение ветеранов предприятия и другие мероприятия.

«Молодежь»:  предусматривающая меры по закреплению молодых специалистов в организации, включающую в себя проведение спортивных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, материальную помощь при рождении ребенка и бракосочетании,  мероприятия профориентации, повышения квалификации на предприятии и с отрывом от производства и тому подобное.

«Семья»:  направлена на создание и укрепление семей работников организации, включает в себя поддержку молодых семей, а также трудовых династий, материальную помощь многодетным семьям, а также семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, организацию семейного отдыха и детского отдыха, дни семейного отдыха, акцию «Помоги собраться в школу» и другое.

Программы корпоративных мероприятий:  включают в себя организацию корпоративной символики (эмблемы, гербы, флаги, гимны организаций), дресс-код, методы поощрения работников (Доски почёта, знаки «За заслуги перед организацией», грамоты, благодарственные письма), информационное обеспечение деятельности организации работу.

Коллективный договор принимается по общему правилу раз в три года, по мере необходимости в него вносятся изменения, ежегодно работодатели и работники отчитываются по итогам исполнения договора.

В области есть положительный опыт предприятий, которые сами повышают уровень социальной защищенности работников. Так, например, Между Правительством области и предприятиями различных форм собственности заключены соглашения о выплате женщинам-матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до 1 года, ежемесячных пособий в размере среднемесячной заработной платы.  Кроме того, проведён анализ ситуации на предприятиях различных форм собственности о возможности включения в коллективные договоры мер по выплате дополнительного ежемесячного пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком до одного года, в размере среднемесячной оплаты труда за счёт средств работодателей. В ходе мониторинга было опрошено более 700 организаций всех форм собственности. Получено около 500 ответов. Из опрошенных организаций только 5 организаций осуществляют выплату дополнительного ежемесячного пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере среднемесячной оплаты труда. Почти 70% организаций сообщили о невозможности внесения положения о дополнительных выплатах в коллективный договор. Основная причина – отсутствие финансовых средств. В остальных организациях коллективными договорами и другими локальными актами организации предусмотрены ежемесячные выплаты для женщин, имеющих детей до трех лет, но в размере меньшем, чем средняя заработная плата.

Различные варианты социального партнёрства работодатели и представители работников предусматривают на локальном уровне в конкретных  коллективных договорах организаций. Мы со своей стороны оказываем содействие при разрешении конфликтных ситуаций по поводу заключения коллективных договоров, проводим их экспертизу, следим за тем, чтобы в них не ущемлялись права работников, чтобы социальные гарантии, предусмотренные в трудовом законодательстве, а также в нашем региональном и отраслевых соглашениях в обязательном порядке включались в коллективные договора. Для реализации этой задачи в рамках проведения административной реформы разработаны и введены в действие административные регламенты по предоставлению государственных услуг.

Для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих при обсуждении тех или иных вопросов социально-экономического развития организации между работниками и работодателем, существует институт коллективных трудовых споров. 

  • Уведомительная регистрация отраслевых, межотраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров;

  • Уведомительная регистрация коллективных трудовых споров

ПАМЯТКА для заключивших коллективные договоры 
 
О разработке отраслевых этических кодексов в Ульяновской области 

С целью формирования нравственных стандартов ведения бизнеса и защиты прав человека внутри компаний Губернатором-Председателем Правительства Ульяновской области С.И.Морозовым дано поручение совместно с отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей разработать отраслевые этические кодексы.

Этический кодекс – свод правил и норм поведения, которые разделяют участники группы.

Наличие кодекса подтверждает репутацию компании как надежного бизнес-партнера, который соответствует международным стандартам корпоративного управления.

Цели внедрения этического кодекса:
1. повышение качества взаимоотношений между сотрудниками;
2. усиление корпоративной идентичности.
3. репутационная составляющая, т.е. демонстрация прозрачности компании, формирование доверия к компании со стороны внешних групп.

Кодекс позволяет снижать риск совершения этических нарушений внутри организации, а в некоторых случаях предотвращать их.

Результат внедрения этического кодекса – создание определенной модели поведения и единых стандартов отношений и совместной деятельности работников, защита прав человека труда, а также повышение инвестиционной привлекательности компании и помощь при налаживании сотрудничества с партнерами, в т.ч. иностранными, что особенно актуально сейчас, когда наша страна находится под гнётом санкций.
 
Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области разработан проект типового Этического кодекса .
На сегодняшний день исполнительными органами власти Ульяновской области разработаны или уже действуют отраслевые этические кодексы или кодексы профессиональной этики по отраслям. 

План действий по внедрению Стандартов социальной ответственности работодателей, достойного труда и Программы «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития Ульяновской области» до 2020 года от 11.01.2017 № 2-ПЛ

Международная организация труда (МОТ) определяет достойный труд как «труд, который приносит адекватный доход и при этом оставляет время для других сторон жизни, предоставляет надёжность семье, уважает права человека, даёт право голоса и открывает дорогу социальной интеграции».

План действий по внедрению Стандартов социальной ответственности работодателей, достойного труда и Программы «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития Ульяновской области» до 2020 года от 11.01.2017 № 2-ПЛ (далее - План) основан на том, что в Ульяновской области:

  • в целом существуют благоприятные политические, правовые, социально-экономические, организационные условия для реализации принципов достойного труда в сфере социально-трудовых отношений;
  • сформирована многоуровневая система органов социального партнёрства, установлено разграничение ответственности органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов за решение поставленных в социально-трудовой сфере задач.
Положительный результат может быть достигнут только в тесном взаимодействии со всеми сторонами социального партнёрства (работодателями, работниками, профсоюзами и Правительством Ульяновской области), понимании социальной ответственности каждого, вне зависимости от места работы, службы и социального положения.

С целью повышения социальной ответственности бизнеса в Ульяновской области утверждён Стандарт социальной ответственности работодателей Ульяновской области (распоряжение Правительства Ульяновской области от 30.06.2016 № 354-пр). Внедрение Стандарта будет способствовать социально ответственным организациям не ограничиваться соблюдением законодательно установленных требований и обязательств, а инвестировать в человеческий капитал.

План включает следующие направления:
  • развитие социального партнёрства;
  • содействие эффективной занятости населения;
  • установление достойной заработной платы;
  • обеспечение безопасных условий труда.

 
Комплекс мероприятий Плана направлен на повышение доходов населения, обеспечение работников достойной заработной платой, улучшение условий труда и повышение уровня социальной ответственности работодателей и, таким образом, направлен на повышение уровня жизни населения региона.